В 1900-1901 гг. на данном участке
построено здание по проекту архитектора Эрихсона в формах раннего московского модерна (ему же принадлежит проект
соседнего здания торговой фирмы Михайлова А.М.).
Внешний облик этого здания сочетал элементы ордера (вход был
оформлен в виде портика) с обширными плоскостями остекления двух первых этажей и обладал характерным для
большинства построек зодчего силуэтом с повышенной центральной частью. В этой постройке, вызвавшей разноречивые
отклики критиков, фактически сформировался архитектурный язык модерна Эрихсона. Журнал «Искусство», например,
писал: «Верхняя часть дома напоминает довольно использованный берлинский прием стилизации цветов; кариатиды в
окнах, может быть навеянные Никольскими торговыми рядами (1899-1900, архит. Кекушев Л.Н.; Никольская ул., д.5 - примеч. автора),
не вяжутся с окружающими и плохо нарисованы; декадентские оконные рамы неспокойны и крикливы; в общем, набор разных, не имеющих между собой
логической связи, архитектурных форм. Типичный образчик буржуазного модерна» («Новая Москва» // Искусство, 1905,
№1, с.59).
Возможно, именно критика заставила банк в 1916 году переделать фасад Эрихсона в формах популярной в то
время неоклассики, хотя структура здания в своей основе остается прежней. Глубокая арка входа, гранитные основания
для крупных коринфских полуколонн, соединяющие их полуциркульные арки-ниши, выразительная скульптурная голова
Меркурия в замке арки входа, изысканный фактурный контраст камня нижнего и верхних этажей, гармоничные пропорции,
наконец, совершенная техника исполнения – все это делает здание одной из лучших построек московской неоклассики.
|